Обратное воздействие окружения

Обратное воздействие окруженияНе беря на себя слишком многого, я могу кое-что сказать о возвеличении пространства, к которому стремились некоторые художники моего поколения около 1910 года, в пору замечательных творческих взлетов кубизма. С тонкой интуицией и прозорливостью они говорили тогда о четвертом измерении.

Посвятив свою жизнь искусству и в особенности поискам гармонии, я в свою очередь смог наблюдать то же явление в сфере трех искусств — архитектуры, скульптуры и живописи. Четвертое измерение — это отрыв от временного, преходящего, вызванный исключительной гармонией использованных пластических средств.

Оно определяется не выбором темы, а торжеством пропорциональности во всем — как в анатомии произведения, так и в выражении осознанных или неосознанных устремлений художника. Независимо от того, получат ли они воплощение или нет, эти устремления всегда существуют и уходят своими корнями в интуицию — удивительный катализатор приобретенной, усвоенной и даже забытой мудрости.

В законченном и удачном произведении таится огромное множество значений — целый мир, который предстает перед тем, кого он может волновать, то есть перед тем, кто этого заслуживает.

Тогда раскрывается беспредельная глубина, раздвигаются стены, исчезает все случайное — совершается чудо, являемое несказанным пространством. Мне неведомо чудо веры, но я не раз переживал чудо эстетического наслаждения, которое творит несказанное пространство.

Здесь я позволю себе говорить как экспериментатор, на основе своих собственных опытов в области главных искусств — архитектуры, скульптуры и живописи, — которые, к несчастью, были разобщены или разделены в продолжение целого столетия.

Течение времени и событий ныне, бесспорно, влечет их к синтезу.

Комментарии запрещены.