Несущие части

Несущие частиВся башня покоится на четырех выступающих устоях, а между тем ее автор, чтобы сделать башню более декоративной, окружил ее кругом балконами с аркадами и гербами, которые ее пересекают, в то время как она монолитна; он разместил между четырьмя ногами дорогостоящие арки, которые ничего общего не имеют с этой конструкцией. Красота — это великолепие правды, а правда здесь заключается в форме, придающей устойчивость башне; нужно было, следовательно, утвердить и дать пышно развернуться этой форме, нужно было единым взмахом, от основания до вершины, дать взвиться этим четырем гиперболам, усилив их соответствующим мулюром или, в крайнем случае, краской или позолотой. Таким путем Эйфель создал бы гиперболу и был бы равен тому, кто первый покрыл сооружение сферическим сводом, — создал купол.

Вот другой пример: мост Александра III в Парюке: благородная его часть, несущая на себе все сооружение, это арка, которая одним пролетом переброшена через всю реку, и вот это-то и надо было особенно выявить, это и есть тот элемент красоты, которому надо было дать пышно развернуться.

Но, поскольку нужно было во что бы то ни стало создать произведение искусства, инженер призвал себе на помощь (мне хочется верить, что его к этому обязали) декоратора, который быстро, под прикрытием гербов, ангелочков и гирлянд, уничтожил подлинные элементы красоты, таившиеся в этом произведении. И вот, наконец, ангары Орли.

Принимая во внимание их назначение и расположение, здесь не пытались создать произведение искусства. Арка в форме параболы не была изуродована, и с первого взгляда видно, каково назначение этого сооружения.

Ангары имеют поэтому свой характер.

Построенные с чрезвычайной скупостью, они обрели даже свой стиль, но можно ли это назвать архитектурой?

Нет. Это произведения большого инженера, но не архитектора.

Комментарии запрещены.