Устремления художника
Тот, кто имеет дело с архитектурой (в нашем, а не в академическом понимании этого слова), должен безупречно владеть пластическими формами и быть знатоком и активным деятелем искусств. Ныне, когда архитектор передает инженеру часть своей работы и своей ответственности, доступ к этой профессии должен быть открыт только для людей, в должной мере наделенных чувством пространства — способностью, которую надлежит выявлять психо-техническими методами. Без этого чувства архитектор не может отвечать своему назначению.
Держать таких кандидатов подальше от зодчества значит способствовать социальному здоровью. Архитектура включает в себя всю культуру эпохи; в архитектуре проявляется дух времени.
Эклектика, академизм, отсутствие подлинной архитектуры создают гнетущую пустоту. Сделать современный мир предметом искусства и поднять искусство на уровень фантастических возможностей машинной цивилизации, наделенной невероятной мощью, — такова реальная перспектива, которая открывается перед теми, кто готов рисковать своим покоем и благополучием.
Перед нами фантастические возможности, неожиданные связи и отношения, в которых обнаруживается скрытая поэзия. Человек, природа, космос — ось законов, которые, таясь в недосягаемых глубинах, движут нашей вселенной.
Подразумеваемая формула: правило — следовать правилам, присущим самим вещам. Диапазон: от горя до счастья.
Выбор: пропорции.
Настоящее чудо, кладезь пропорций неиссякаем, неисчерпаем. Все можно подчинить пропорции — размеры, свет, расстояния, цвета, очертания, массу пластических конструкций.