Спутники жизни

Спутники жизниКакое бы ни сооружалось здание в любом уголке страны, не следует считать его малозначительным: каждое важно по-своему, каждое выполняет свою функцию, от каждого зависит, украсит ли оно свой край или обезобразит его. Каждый дом есть нечто целое, и в то же время он лишь частица. Ощущение родины рождается из гармонии между природой и строениями.

Шаг за шагом, улица за улицей, город за городом — ничто не должно нарушать очарования, которым веет от вдохновенных созданий рук человеческих. Я говорил о гармонии и о том, сколь гибельно, когда очарование нарушается.

Этими же словами можно говорить и о музыке…

И действительно, архитектура и музыка — сестры, и та и другая создают пропорции во времени и пространстве.

Очарование их обеих таится в пропорции, к которой так привержены наши чувства, там, где она достигает наивысших высот, наша душа касается тайны, приобщается к языку богов. Эстетическое впечатление, получаемое нами от здания, есть результат строгого расчета расстояний, размеров, высот, объемов: эта математика обладает ключом, который дает (или не дает) впечатление единства, в зависимости от того, удалось произведение искусства или нет. В 1937 году на V Всемирном конгрессе современной архитектуры в Париже обсуждался вопрос о проектировании жилища, которое достойно человека.

Как строить его? Следует ли или нет обнажать строительные приемы? Иначе говоря, стоит ли выявлять элементы конструкции, подчеркивать ее, словом, делать эту тенденцию принципиальной?

Выводить или нет на поверхность опоры, которые в любом случае послушно выполняют свой долг и несут на себе все сооружение — всего лишь вопрос личного вкуса, и нет нужды выносить здесь жесткое решение.

Комментарии запрещены.