Советские художники
В архитектуре ван Дусбург и его единомышленники пропагандировали красоту безукоризненно точных, гладких, ничем не нарушенных плоскостей и прямых углов. Кирпич с его крупной фактурой и неровным цветом заведомо отвергался.
Пространство здания толковалось как часть пространства вообще, организованная системой плоскостей. (В этом отношении ван Дусбург во многом опирался на теоретические работы Ф.-Л. Райта.
) Цвет служит средством раскрытия пространства.
Чистота его (контрастирующие — красный, синий, желтый, серый) полемически противопоставлялась приглушенным гаммам коричневых тонов, характерным для интерьеров начала века. Ван Дусбург, как и вся группа Стиль, не шел дальше чисто эстетических концепций, в отличие от функционализма, для которого эстетические суждения были вторичными.
Непосредственное приложение теорий Стиля к практике архитектуры 20-х годов было разочаровывающим.
Попытки сохранить чистоту формальных догм привели Стиль к быстрому одряхлению и распаду. Но идеи Дусбурга как бы детонировали другие, более плодотворные.
Здесь мы приводим статью ван Дусбурга На пути к пластической архитектуре, напечатанную в журнале Стиль в декабрьском номере 1924 года. Статья с достаточной полнотой раскрывает основные идеи группы Стиль, связанные с организацией архитектурного пространства, — часть ее концепции, оказавшую наиболее значительное влияние на развитие архитектуры.
Статья Цвет в пространстве посвящена важному звену концепции Дусбурга.
Материалы даны в переводе М. Д. Канчели.