Система линий

Система линийПопутно я открыл клавиатуру красок — простой инструмент, позволяющий каждому найти цветовую гармонию, отвечающую глубинным психо-физиологическим свойствам его натуры. Цвет вносит жизнь в скульптуру и архитектуру. Картину можно вырезать.

Следует ли безапелляционно осуждать это смешение методов? У меня нет на этот счет априорного мнения: когда вещь прекрасна, она прекрасна!

По зрелом размышлении я прихожу к выводу, что, в сущности, здесь все сводится к одному и тому же. Речь идет о произведении искусства, а значит, о стремлении схватить и раскрыть эстетически-эмоциональную сторону тех или иных отношений. Эти отношения определяются точными данными — элементами, объединенными, как правильно выбранные слова во фразе, того рода логикой, которая как раз и является реальностью искусства.

Очевидно, что эти элементы, слова или предметы в принципе доступны для понимания.

Если их ясно понимают, значит, художник проявил известный талант.

Эти элементы воплощаются и в скульптуре и в живописи. При этом они иногда передают такие же тонкие отношения, какие выражают самые крылатые стихи.

А почему бы нет? Если рука художника может овладеть ими и тайнами их переплетения, значит, его замысел, творческая воля и исполнение отличались твердостью и верностью правде. А может быть, и тонкостью обертонов.

Тогда перед нами Юбю, многокрасочная скульптура, в которой есть и намеки на пейзаж — лагуны, отмели и так далее; здание, возвышающееся на столбах; будущий квартал Сан-Годана, Барселоны, Алжира, Парижа или Рио-де-Жанейро, возносящий в небо свои сферы, конусы и цилиндры, расположенные в определенном порядке. Заметьте, как легкая кривизна стены небольшого здания создает впечатление его громадности; кажется, что вогнутая поверхность обнимает собой весь окружающий ландшафт и устанавливает отношение, эффект которого выходит далеко за рамки, определяемые самим сооружением.

Комментарии запрещены.