Изучение пропорциональности

Изучение пропорциональностиОни должны быть увенчаны волнующим событием. Эмоции требуют наличия художника, который их вызывает, и требуют также присутствия зрителя, который их воспринимает, способен их воспринимать.

Я уже сказал, что в области текстуры — субстанции ткани — должны существовать измерения, близкие человеческому телу, и Модулор практически обеспечивает возможность свободной, но организованной работы — работы музыканта, играющего на хорошо настроенном инструменте. Представьте себе архитектора, имеющего дело с не увязанными между собой величинами, не имеющими ничего общего с размерами человеческого тела.

У него все неопределенно, на каждом шагу он должен специально, заново отыскивать соразмерность.

Стоит ли говорить, что это ему редко удается и, во всяком случае, дается с большим трудом. Модулор говорит: вот размеры, связанные между собой и с человеческим телом, и, кроме того, благодаря чудесным свойствам чисел (серия Фибоначи, золотое сечение и т. д.) позволяющие объединить их в родственные, гармонические сочетания.

Для того чтобы достичь полного единства, выражающего и характер произведения и то волнение, которое дает творчество, необходимы регулирующие линии; только они одни могут выразить этот характер, придать ему чистоту. Когда появляется на свет ребенок, на него неприятно смотреть; его моют, чистят, приводят в порядок.

Регулирующие линии приводят в порядок скульптурное, поэтическое и любое другое произведение, появившееся на свет в муках и беспорядке, как и новорожденный ребенок.

Но при этом устанавливаемый порядок лишен неукоснительного характера жесткой теории, — регулирующие линии отвечают всем случайностям, препятствиям, которые несет с собой жизнь. Интенсивность, истина, поэзия — явления, характеризующиеся полнейшей точностью, полнейшей строгостью, они относятся к области самой совершенной математики.

Комментарии запрещены.