Вопрос замысла

Вопрос замыслаГлаз видит далеко, и, подобно невозмутимому объективу фотоаппарата, он фиксирует все, и даже за пределами замысла или воли архитектора. Ось Акрополя идет от Пирея к Пентеликону, то есть от моря к горе. От Пропилеев до самого горизонта перпендикулярно оси расстилается море.

Горизонтальная плоскость моря перпендикулярна направлению, создаваемому сооружением, где вы стоите; здесь важнее всего прямоугольные соотношения. Вот пример высокой архитектуры: Акрополь взаимодействует с ландшафтом до самого горизонта; Пропилеи ориентированы в перпендикулярном направлении, в центре линии оси стоит гигантская статуя Афины, в глубине высится Пентеликон.

Все осмыслено.

Парфенон находится справа, храм Эрехтейона слева от этой мощно прочерченной оси, и именно благодаря этому у в а с есть редкая возможностьвидетьихс трех сторон, получая цельное впечатление. Вовсе не обязательно строить непосредственно на самой оси, ибо при этом здания уподобились бы людям, которые говорят все разом.

И наконец, Дом трагического поэта образчик изысканного совершенного искусства.

Все подчиняется оси, а между тем вам трудно было бы провести прямую линию. Ось ощущается в замысле; с помощью умело примененной оптической иллюзии она наделяет красотой даже скромные элементы здания, как, например, коридоры, главный проход и т. д. Ось вовсе не выступает здесь как сухая догма: она объединяет крупные объемы, четко обрисованные и отличные друг от друга.

Когда вы входите в Дом трагического поэта, вы отмечаете царящий в нем внутренний порядок. Однако ощущение ваше многообразно.

Вы замечаете искусные смещения оси, подчеркивающие объемы: главный мотив рисунка, выложенного плитами полу, сдвинут назад от центра помещения; колодец находится у входа рядом с бассейном. Фонтан расположен в глубине в углу сада.

предмет, поставленный в центр комнаты, убивает ее, мешая встать в середине помещения и видеть осевую перспективу. Монумент, установленный посреди площади, часто убивает и самую и окаймляющие ее дома — часто, но, конечно, не всегда.

Каждый случай индивидуален, и всякий раз есть свои основания.

You may also like...