Внешняя среда

Внешняя средаЭлементы местности окружают нас, точно стены зала, отличаясь друг от друга по коэффициенту объема, структуре, материалу и так далее. Освещение поверхности, игра света и тени, грусть, радость, безмятеясность и т. п. Необходимо учитывать все эти элементы как составные части единой композиции.

Рассмотрим в качестве примера афинский Акрополь.

Храмы слегка наклонены друг к другу и образуют как бы лоно, которое прекрасно охватывается взглядом. Волнистая поверхность моря продолжает линию архитравов и так далее.

Словом, создавая композицию, мы черпаем из бездонного источника, но помня при этом, что он полон опасных сокровищ, ибо они дадут красоту только при условии подчинения гармоническому порядку. Лицо называют прекрасным, когда в чистоте его линий и соотношении черт отражаются пропорции, гармоничность которых вызывает в нас кроме чувственного восприятия ответный резонанс, подобный вибрации деки музыкального инструмента.

Глубин нашего существа отзывается неизъяснимое ощущение совершенства. Именно эта вибрирующая в нас дека и есть наш критерий гармонии.

А может быть, это и есть та ось, по которой равняется человек, ось, находящаяся в полном согласии с природой и со всем мирозданием.

И, вероятно, по этой же оси равняются все явления и предметы природы.

Парфенон.

— На Акрополе возведены храмы, словно созданные единой мыслью, собравшие вокруг себя все элементы печальной местности и подчинившие их своей композиции. Единая мысль пронизывает весь окружающий ландшафт до горизонта.

Нигде больше не существует архитектурных ансамблей подобного величия. Дорическое искусство может возникнуть лишь тогда, когда человек высотой и строгостью мировоззрения и отречением от всего случайного достигает наивысшего состояния духа.

Комментарии запрещены.