Творения природы

Творения природыПлан дома, объем и поверхности были определены частично на основе требований утилитарного характера, частично же с помощью воображения и пластических средств. Архитектор решал пластические задачи, уже когда он разрабатывал план и, следовательно, когда организовывал здание в пространстве; он подчинил функциональность той пластической цели, которую ставил перед собой: в Этом и состояло его творчество.

И вот настал момент для создания лица будущего дома: архитектор использовал игру светотени для выражения своего замысла.

Здесь вступает на сцену моденатура — пластическое завершение формы. Моденатура свободна от всякого, она является плодом чистой фантазии, и благодаря ей лицо здания озаряется или, наоборот, увядает.

По ней мы сразу распознаем мастера пластики; инженер отходит на задний план, уступая место скульптору.

Моденатура есть пробный камень архитектора.

Она определяет его путь: быть или не быть ему художником.

Архитектура есть умелая, точная и великолепная игра объемов на свету; еще в большей, в исключительной степени это относится к моденатуре. Она не нуждается в практичном, предприимчивом, изобретательном инженере; ей нужен только художник.

Искусство античной Греции и, в частности, Парфенон, есть наивысшее достижение чисто духовного искусства, моденатуры. Легко удостовериться, что здесь уже не идет речь об обычаях, о традиции, о строительных приемах или об утилитарных потребностях.

Здесь мы попадаем в область чистой творческой фантазии, настолько личной, что она всегда сугубо индивидуальна. И страсть, и благородство, и величие души нашли свое отражение в геометрии моденатуры, в числах, выражающих точные соотношения.

Парфенон был создан именно Фидием, великим скульптором Фидием.

Комментарии запрещены.