Работы 60-х годов
Такова, по существу, серия книг коллекции Эспри ну во. Некоторые из них состоят из отдельных статей, представляющих собой изложение докладов, сделанных Ле Корбюзье, которые он чаще всего импровизировал, придерживаясь лишь самого краткого конспекта и набрасывая но ходу лекции цветными мелками иллюстрирующие рисунки. Вместе с тем каждая из его книг или статей отвечает внутренней необходимости добавить недостающее звено в цепь логической аргументации, заполнить белое пятно той или иной проблемы. Вопросы, затрагиваемые Ле Корбюзье, охватывают обширный круг идей, объединенных общностью художественной концепции, перерастающей в концепцию философскую.
Положения, которые Ле Корбюзье считал особенно важными, он повторяет по многу раз, развивая их и раскрывая в новых аспектах и связях. Художественные взгляды Ле Корбюзье сложились рано и в своих основных чертах оставались неизменными в течение всей творческой жизни.
Его ранние работы отличает зрелость мысли, сближающая литературные произведения 20-х годов с работами последних лет. Значительная часть приведенных ниже отрывков взята из ранних книг, где изложены основные мысли Ле Корбюзье об архитектуре, о ее месте в ряду человек — природа — космос, столь существенном для философии Ле Корбюзье, о ключевых вопросах архитектурного мастерства.
Это: Vers une architecture (1958), LArt decoratif daujourdhui (1925), LAlmanach de Iarchitecture moderne (1927), Une maison — un palais (1928), ((Precisions sur un etat present de Iarchitecture et de lurbanisme (1930).
Почти целиком приведена глава Архитектура, занимающая центральное место в книге Entretien avec les etudiants des ecoles darchitecture (1957).
Отдельные высказывания взяты из книг Ле Корбюзье New world of space (1948), Le Modulor (1951), LAtelier de la recherche patiente (1960), а также из книг: P. Damaz, Art in european architecture.
Pref. by Le Corbusier, 1959; В. Некрасов, Первое знакомство, 1960.
Все тексты, за исключением указанных в примечаниях, даются в переводе Л. Д. Липман.