Продукт разума
Но творческое осознание зависит от душевного склада. Тут нужна напряженная внутренняя работа, там — опыт и знания.
Сочетание знаний и способности к критической оценке есть не что иное, как культура.
Области, охватываемые архитектурой, столь многочисленны, что определение архитектуры можно отождествить с понятием общей культуры. Уже одно это показывает, как далеко выходит архитектура за пределы владений инженера.
А между тем, дорогие друзья, на каком низком уровне стоят сегодня те, кто пополняет ее ряды!
В наше время архитектуру охотно именуют искусством, и слово это призвано маскировать интересы тщеславного или деляческого характера. Разве получаемое вами в институтах образование способно само по себе питать двойное русло архитектурного творчества?
Я думаю, что не способно.
Мне кажется, что духовной стороне творчества уделяется слишком мало места. Попытаемся, подчиняясь требованиям письменного, обрисовать последовательно цепь явлений, которые в действительности не могут не быть синхронными.
Небо высится надо всем сущим, но у каждого климата свое небо. Угол падения солнечных лучей определяет уклад жизни людей.
Влажные тропики, засушливые континентальные области, умеренная, холодная или полярная зона — каждая определяет и требования и возможности жизни. Мне кажется естественным стремление человека к свету.
Закон солнца обусловил зодчество с первых его шагов.
Местность, складывающаяся из пространства и неровностей почвы, водной глади, зелени, скал и неба, одетая травяным покровом или лесами, с разнообразной перспективой или открытым ровным горизонтом, есть пища, которую наши глаза предоставляют нашему чувственному и эмоциональному восприятию и нашему интеллекту.
Местность — это исходное основание любой архитектурной композиции.
Я понял это во время длительного путешествия, которое предпринял в 1911 году с рюкзаком за плечами из Праги в Малую Азию и Грецию.