О назначении архитектуры, ее пластических средствах

О назначении архитектуры, ее пластических средствахНазначение архитектуры куда более серьезно. Она может быть великой и в то же время она должна угождать примитивным жизненным потребностям человека; с другой стороны, самой своей абстрактностью она обязана наивысшим качествам человеческого духа.

Самое удивительное и прекрасное в архитектурной абстракции то, что, уходя корнями в грубую действительность, она одухотворяет ее, поскольку эта действительность является не чем иным, как материализацией, символом потенциальной идеи.

Материя одухотворяется по мере того, как человек подчиняет ее организующему началу. Эстетическое волнение, вызываемое архитектурой, исходит из неизбежных, непреложных физических условий творчества, которыми в наше время слишком пренебрегают.

Архитектура выражает себя в двух элементах — объеме и поверхности. И то и другое определяется планом.

В основе сооружения лежит план.

И тем хуже для тех зодчих, кто лишен воображения! Первое напоминание: объем Архитектура есть умелая, точная, великолепная игра объемов на свету.

Наши глаза устроены так, чтобы воспринимать формы освещенными. Мы постигаем их благодаря сочетаниям света и тени: куб, конус, шар, цилиндр или пирамида, эти крупные исходные формы прекрасно выявляются на свету.

Их облик представляется нам четким, осязаемым и недвусмысленным. Именно их ясность заставляет нас считать эти формы прекрасными и даже прекраснейшими.

Второе напоминание: поверхность Поскольку архитектура есть умелая, точная, великолепная игра объемов на свету, перед архитектором стоит задача вдохнуть жизнь в поверхность, облекающую эти объемы, так, чтобы она не стала паразитом и не поглотила бы объем в угоду себе, повторив тем самым печальный опыт нынешних времен.

You may also like...