Мастера родом из Греции

Мастера родом из ГрецииОна пленяет нас также чувством меры. Умение соразмерять, распределять ритмические количества, одушевленные одним ровным дыханием, связывать все единым неуловимым соотношением, уравновешивать, решать уравнение.

Если это выражение коробит, когда речь идет о яшвописи, оно вполне уместно в архитектуре, которая не фигуративна, не изображает лицо человека, а имеет дело только с количествами. На строительной площадке эти количества представляют собой всего лишь груды стройматериалов; измеренные, управляемые, они рождают ритм, они говорят языком цифр, соотношений, духа.

В безмолвном равновесии церкви св. Марии Космедин наклонно поднимаются перила, ведущие на кафедру, и словно в молчаливом согласии наклонно же опускается каменная линия аналоя.

В том совершенстве, с которым сочетаются эти две скромные наклонные плоскости, заключена вся духовная чистота и красота архитектуры. Создать план значит уточнить, определить идеи.

Это значит, что идеи созрели уже давно. Это значит упорядочить эти идеи, сделать их понятными, доступными, выполнимыми.

Стало быть, зарождению конкретного замысла предшествует процесс накопления идей…

Без хорошего плана ничего не построишь, все будет эфемерно и недолговечно, и никакая роскошь и украшения не способны это скрыть.

План с самого начала должен предусматривать строительные методы; на начальном этапе архитектор выступает как инженер.

Но сейчас мы ограничимся рамками собственно архитектуры, способной жить века.

Рассуждая только в таком аспекте, я хотел бы указать на следующий исключительно важный момент: создавая план, вы движетесь изнутри здания кнаружи, ведь дом или дворец подобны любому живому организму.

Я буду говорить об архитектурных элементах внутреннего пространства здания.

Комментарии запрещены.