Глаз зрителя

Глаз зрителяРитм есть состояние равновесия, которое проистекает из простых или сложных симметрии, или же асимметрий, которые умело компенсируют друг друга. Ритм есть уравнение: уравнивание (симметрия, повторение), как, например, в египетских или индийских храмах; компенсация (взаимодействие контрастов), как, например, в Афинском Акрополе; модуляция (развитие первоначального пластического замысла), как, например, в Святой Софии. Каждый из них вызывает соответственно различный отклик в зрителе, хоть цель их всех одна и та же — вызвать ощущение ритма, то есть равновесия.

Вот откуда происходит поразительное многообразие великих эпох: оно зиждется на разнообразии архитектурного принципа, а вовсе не на модификации украшений.

Творческое ощущение должно быть заложено уже в самом плане.

Однако за последнее столетие верное чувство плана утратилось.

Великие задачи завтрашнего дня, вызванные нуждами общества, выявленные с помощью статистики и обоснованные расчетом, снова ставят вопрос о плане. И только когда мы достигнем необходимой широты концепций, которая требуется при планировании целых городов, мы вступим в эпоху, какой не знали ни в какие времена.

Необходимо развеять ходячее заблуждение: мы проникнуты восхищением перед декоративной стороной искусства, принимая ее за искусство вообще. Произошло смещение в понимании искусства, и это смещение усилиями теоретиков и назойливой пропагандой украшателей, не чувствующих духа своей эпохи, нашло широчайшее применение.

Искусству свойственна суровость, у него есть свои священные часы.

Их профанируют.

Нынешнее суетное искусство отмахивается от требований современного мира, который нуждается в организации, в орудиях, в средствах и мучительно добивается стабилизации нового жизненного уклада. Обществу в первую очередь нужны хлеб, солнце, бытовые удобства.

Сколько работы впереди!

Какая огромная задача стоит перед нами; настоятельная, неотложная, она властно подчиняет себе все вокруг.

Комментарии запрещены.