Дом, дворец
Что же именно вызывает в нас возвышенное наслаждение? — Гармония. Какое неопределенное, казалось бы, слово!
А между тем само явление очень просто: четкие соотношения между точными величинами.
По поводу соотношений. Трудно переоценить значение этого понятия.
Уже одна способность человека к восприятию соотношений показывает его высокую духовную сущность.
Все вокруг нас — природа, создания рук человеческих, всевозможные события — представляет собой бесчисленные соотношения. И если человек вдруг останавливается пораженный и, указав на одно из соотношений, восклицает: Смотрите, мы понимаем, что перед нами поэт.
Для того чтобы человек воспринимал эти соотношения, входящие в них величины должны быть доступными и понятными.
Вот тут вступает в действие геометрия. Посреди хаотической картины окружающей нас природы геометрия создала чудесные по ясности, выразительности и духовному богатству знаки, смысл которых доступен нашему восприятию.
Поскольку архитектору приходится все больше думать об удовлетворении материальных потребностей человека, искусство вынуждено спускаться с высоких сфер, где царствует абсолют, а гармония воплощается в более сложных формах; эти формы становятся все гибче и ближе к человеку.
Произведение искусства больше не высится перед вами, неприступное, величественное, горделивое, иногда яростное, как, например, Парфенон.
Оно стало доступным и приветливым, оно ласкает взор, мы стоим теперь с ним рядом, оно уже не повелевает, а покоряется нам. Как я уже писал, то, что художник может созерцать духовным взглядом, отрешившись от своей телесной, животной оболочки, тяготеет к самой чистой геометрии: это и есть наивысшее духовное творчество.