Степени противоречий

Степени противоречийДаже текучее пространство скорее подразумевает, что человек, находясь внутри, как бы пребывает вне здания, а находясь снаружи — внутри, а не то и другое одновременно. Подобная расчлененность и ясность чужды архитектуре и противоречий, скорее стремящейся включать в себя и то и другое, чем исключать то или другое.

Если источником феномена и то и другое служит противоречие, то его основой является иерархия, создающая несколько степеней значения элементов различной ценности.

Она может включать элементы, которые одновременно полезны и неуклюжи, велики и малы открыты и замкнуты, круглы и квадратны, массивны и пространственны. Архитектура, содержащая в себе различные степени значения, неопределенность и напряженность.

Большинство примеров окажутся трудными для прочтения, однако сложная для понимания архитектура обоснована, когда она отражает сложность и противоречивость своего содержания и назначения. Одновременное восприятие многоступенчатости уровней вызывает в зрителе сомнения и колебания, делая его восприятие более живым.

Элемент двоякого функционирования и то и другое родственны, но между ними имеется и различие: двояко функционирующий элемент относится больше к особенностям назначения и структуры, в то время как и то и другое — к отношению части и целого. И то и другое подчеркивает приоритет двоякого содержания над двоякой функцией.

Но, прежде чем говорить о двояко функционирующем элементе, я хочу коснуться многофункционального здания.

Под этим термином я подразумеваю здание, сложное по программе и форме и все же сильное как целое: сложное единство здания монастыря Ля Туретт Ле Корбюзье и его Дворца Правосудия в Чандигархе, в противоположность многообразию и расчлененности его проекта Дворца Советов в Москве или дома Армии спасения. В последних предусмотрено разделение функций по отдельным крыльям или связанным между собой павильонам.

Это типично для ортодоксальной современной архитектуры. Резкое разделение павильонов в проекте Иллинойского технологического института в Чикаго Мис ван дер Роэ может рассматриваться как доведенное до предела развитие этого принципа.

Комментарии запрещены.