Сложность и противоречия против упрощения и живописности
Я беру под сомнение уместность аналогии между павильонами и домами, особенно между японскими павильонами и жилищной архитектурой последних лет. Павильоны игнорируют настоящую сложность и противоречия, заключенные в программе жилого дома,- пространственные и технические возможности, равно как и потребность в разнообразии зрительных впечатлений. Навязываемая простота приводит к упрощенчеству Филипп Джонсон, например, в жилом доме Уили-хауз сделал попытку, в противоположность своему стеклянному дому, выйти за рамки простоты элегантного павильона. Он отделил и четко выявил интимные функции жизни, сосредоточив их в широком замкнутом одноэтаяшом объеме, тем самым проведя разграничение между ними и общественными функциями, открыто протекающими в расположенном сверху павильоне.
Но и в этом случае здание превратилось как бы в диаграмму чрезмерно упрощенной программы жизни — абстрактная теория принципа или то, или другое.
Там, где не достигается простота, получается упрощенность.
Явное упрощение означает слабую форму. Меньше — это скука.
Признание сложности в архитектуре не исключает того, что Луис Кан назвал потребность в простоте.
Но эстетическая простота, приносящая разуму чувство удовлетворения, возникает — если она обоснованна и мудра, — из внутренней сложности. Воспринимаемая глазом простота дорического храма достигнута с помощью знаменитых искусных и точных оптических корректив его геометрии и тех противоречий и напряжений, которые присущи его ордеру.
Дорический храм смог достичь видимой простоты через истинную сложность. Когда сложность исчезла, как в храмах недавнего прошлого, бессилие заменило простоту.