Ощущения гармонического слияния

Ощущения гармонического слиянияПрофессор Йельского университета Роберт Вентури — один из наиболее сложных и противоречивых мастеров архитектуры современной Америки. В его теоретических концепциях и творчестве ярко отразился перелом, наступивший в архитектуре капиталистических стран 60-х годов, кризис функционализма и реакция против холодных абстракций из металла и стекла, создававшихся последователями Мис ван дер Роэ. Осуществленные по проектам Вентури постройки немногочисленны; пока самая крупная среди них — дом для престарелых Гилд-хауз в Филадельфии (1960-1965).

Широкую международную известность и влияние на архитектурную молодежь Запада принесли ему критико-теоретические работы и, прежде всего, небольшая книга Сложность и противоречия в архитектуре, опубликованная в Нью-Йорке в 1966 году. В этой работе протест против упрощения, схематизации жизни, присущей концепции функционализма, получил последовательное выражение и аргументацию, отнюдь не ограниченную чисто эмоциональными доводами.

Вентури выступает за архитектуру, которая основывается не на порядке, произвольно навязанном жизни, а на и противоречиях самой жизни. Вентури не защищает ни сложность, рождаемую неумением внести дисциплинирующее начало, ни произвольную вычурность.

Он утверждает неизбежность и необходимость многоплановости и многозначности смысловых значений.

Он призывает добиваться целостности, не отсекая живые ветви, не исключая элементы реальности, а обобщая их, приводя к сложному и многогранному единству.

В середине 60-х годов, когда схематизму и абстракциям одних концепций были противопоставлены призывы других — порвать с логикой и естественностью, — идеи Вентури получили широкий отклик, они казались выходом из тех противоречий, которые раздирали саму современную архитектуру-

Комментарии запрещены.